- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Игра как технология обучения в детском образоваетльном учреждении.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016041 |
Тема: | Игра как технология обучения в детском образоваетльном учреждении. |
Содержание
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ФГБОУВО«ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ» КУРСОВАЯРАБОТА натему:«« Выполниластудентка ____________________________ (подпись) Научныйруководитель: __________________________ (подпись) Кызыл2018 Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАЕТЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6 1.1. СУЩНОСТЬ ИГРЫ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ 6 1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ 12 ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 17 2. 1. ЛИЧНОСТНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17 2.1. ОПРОС ПО ?ВЫЯ?ВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИ?ВНОСТИ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33 ВВЕДЕНИЕ Актуальностьтемызаключаетсявтом, чтовнашевремявсёбольшевниманиявнаучнойлитературеуделяетсяиспользованиюигрывцеляхповышенияэффективностивоспитательногопроцесса, нодалеконевсевоспитательиумеютправильноиспользоватьеёвобучении. Посколькувдошкольномвозрастебольшиеизмененияпроисходятвовсехсферахжизнедеятельностиребенка, тоеговоспитаниедолжнобытьразвивающим, обогащатьребенказнаниямииспособамиразличнойдеятельности, развиватькоммуникативныеспособности, формироватьпознавательныеинтересыиспособности. Огромнаярольвразвитииивоспитанииребенкапринадлежитразличнымвидамдетскойдеятельности. Основнымисрединихявляются:общение, воспитательнаядеятельность, трудиигра. Игравноситогромныйвкладвразвитиеличностидошкольника. Именновигренаиболееполноактивизируетсяобщественнаяжизньдетей, тоестьпроисходитформированиедетскогообщества. Вигрекаквведущемвидедеятельностиактивноформируетсяилиперестраиваютсяпсихическиепроцессы. Играспособствуетразвитиюпамятииинтеллекта(осуществляетсяпереходотнаглядно-действенногокэлементамсловесно-логическогомышления), атакжевоображениякакпсихологическойосновытворчества. Вигреребеноквсегдавышесвоегосреднегоповседневногоповедения:онвигрекакбынаголовувышесамогосебя. Игравконцентрированномвидесодержитвсебе, каквфокусеувеличительногостекла, всетенденцииразвития. Цельисследованиянаучноеобоснованиеэффективностипримененияигрывпроцессеобученияивоспитания. Объектисследования:игровыетехнологиивДОУ. Предметисследования:использованиеигрывпроцессевоспитаниявДОУ. Гипотезаисследования:развитиедетейвигрестаршегодошкольноговозрастабудетэффективно, еслиобеспечить:системуиспользованияигрнаорганизованныхзанятиях. Задачиисследования: 1. Проанализироватьпсихолого-педагогическуюлитературупотеме«Использованиеигрывстаршемдошкольномвозрасте»; 2. РассмотретьиспользованиеигрывкачествеметодаобучениявДОУ; 3. ОбосноватьвозможностипрактическогопримененияигровыхтехнологийвДОУ. 4. Изучитьсуществующиевпрактикевидыитипыупражненийсиспользованиемразличныхигровыхтехнологий; Теоретико-методологическаяосноваисследования:методическиеинаучныеисследованияразвитияпознавательныхинтересовдошкольниковвтрудахС. В. Арутюняна, О. С. Газмана, В. М. Григорьева, О. А. Дьячковой, Ф. И. Фрадкиной, Г. П. Щедровицкогоидругих, концептуальныеположенияиспользованияигровыхтехнологийвразвитиипознавательныхинтересовдошкольниковвпсихолого-воспитательическомкомплексеВ. В. Петрусинского, П. И. Пидкасистого, Ж. С. Хайдарова, С. А. Шмакова, М.В. Кларина, А. С. Прутченковаидругих. Методытеоретическогоисследования:анализисинтез, обобщениевоспитательской, психологической, философской, исторической, культурологическойиметодическойлитературы;социально-воспитательныйанализ(анализпрограммиучебников, учебно-методическихпособий). Научнаяновизнаисследования:исследованиясостоитвтом, чтоуточненпонятийно-терминологическийаппарат, описывающийпроцессразвитияпознавательныхинтересовдошкольниковчерезиспользованиеигры. Практическаязначимостьзаключаетсявтом, чтовыводыирезультатыкурсовойработымогутбытьиспользованывучебно-воспитательномпроцессеобщеобразовательныхучреждений. Структуракурсовойработы:курсоваяработасостоитизвведения, двухглав, заключенияиспискалитературы. ГЛАВА1. ИГРАКАКТЕХНОЛОГИЯОБУЧЕНИЯВДЕТСКОМОБРАЗОВАЕТЛЬНОМУЧРЕЖДЕНИИ 1.1. Сущностьигры:понятие, функции Игра-явлениемногогранное, ееможнорассматриватькакособуюформусуществованиявсехбезисключениясторонжизнедеятельностиколлектива. Слово«игра»неявляетсянаучнымпонятиемвстрогомсмыслеэтогослова. Можетбытьименнопотому, чтоцелыйрядисследователейпыталисьнайтинечтообщеемеждусамымиразнообразнымииразнокачественнымидействиями, обозначеннымисловом«игра», идонастоящеговременинетудовлетворительногоразграниченияэтихдеятельностейиобъективногообъясненияразныхформигры [3, c.85]. Историческоеразвитиеигрынеповторяется. Вонтогенезехронологическипервойявляетсяролеваяигра, служащаяглавнейшимисточникомформированиясоциальногосознанияребенкавдошкольномвозрасте. Психологииздавнаизучаютигрыдетейивзрослых, отыскиваяихфункцииспецифическоесодержание, сравниваясдругимивидамидеятельности. Играможетбытьвызванапотребностьювлидерстве, соревновании. Можнорассматриватьигруикаккомпенсирующуюдеятельность, чтовсимволическойформедаетвозможностьудовлетворитьнеосуществленныежелания. Игра-этодеятельность, котораяотличаетсяотповседневныхбудничныхдействий. Человечествовновьивновьсоздаетсвойпридуманныймир, новоебытие, котороесуществуетрядомсмиромнатуральным, миромприроды. Узы, которыесвязываютигруикрасотуоченьтесныимногообразны. Всякаяигра, преждевсего, свободная, вольнаядеятельность. Играпротекаетрадинеесамой, радиудовлетворения, чтовозникаетвсамомпроцессеисполненияигровогодействия. Игра-этодеятельность, котораяизображаетотношениеличностикмиру, чтоееокружает. Именновмиревпервыеформируетсянеобходимостьвлияниянаокружение, потребностьизменитьокружение. Когдаучеловекавозникаетжелание, котороеневозможносразуреализовать, создаютсяпредпосылкиигровойдеятельности. Самостоятельностьребенкавсерединеигровогосюжетабезгранична, онаможетвозвращатьсявпрошлое, заглядыватьвбудущее, многоразовоповторятьодноитожедействие, котороеприноситиудовлетворение, даетвозможностьощутитьсебязначащим, всемогущим, желанным. Вигреребенокнеобучаетсяжить, аживетсвоейистинной, самостоятельнойжизнью. Игранаиболееэмоциональна, красочнадлядошкольников. ОченьверноподчеркнулизвестныйисследовательдетскойигрыД. Б. Эльконин, чтовигреинтеллектнаправляетсязаэмоционально-действеннымпереживанием, функциивзрослоговоспринимаются, преждевсего, эмоционально, происходитпервичноэмоционально-действеннаяориентациявсодержаниичеловеческойдеятельности. Значениеигрыдляформированияличноститруднопереоценить. НеслучайноЛ. С. Выготскийназываетигру«девятымваломдетскогоразвития» [5, c.145]. Вигрекаквведущейдеятельностидошкольникаосуществляютсятепоступки, ккоторымонбудетспособенвреальномповедениилишьчерезнекотороевремя. Совершаяпоступок, дажееслиэтотпоступокпроигрывает, ребенокнезнаетновогопереживания, котороесвязаносвыполнениемэмоциональногопорыва, которыйсразубылреализованвдействииэтогопоступка. Предисловиемигрыстановитсяспособность, перенесениеоднихфункцийпредметанадругие. Онаначинаетсятогда, когдамыслиотделяютсяотвещи, когдаребенокосвобождаетсяотжестокогополявосприятия. Игравпридуманнойситуацииосвобождаетотситуативнойсвязи. Вигреребенокобучаетсядействоватьвситуации, котораятребуетпознания, анетольконепосредственнопереживается. Действиевпридуманнойситуацииприводитктому, чторебенокучитсяуправлятьнетольковосприятиемпредметаилиреальныхобстоятельств, аисмысломситуации, еезначением. Возникаетновоекачествоотношениячеловекакмиру:ребенокужевидитокружающуюдействительность, чтонетолькоимеетразнообразнуюокраску, многообразиеформ, ноизнаниеисмысл. Случайныйпредмет, которыйребенокраздваиваетнаконкретнуювещьиеевоображаемоезначение, воображаемуюфункциюстановитсясимволом. Ребенокможетлюбойпредметпересоздатьначтоугодно, онстановитсяпервымматериаломдлявоображения. Дошкольникуоченьтруднооторватьсвоюмысльотвещи, поэтомуондолжениметьопорувдругойвещи, длятого, чтобывообразитьсебеконя, емунеобходимонайтипалку, какточкуопоры. Вэтомсимволизирующемдействиипроисходитвзаимноепроникновение, переживаниеифантазия. Сознательностьребенкаотделяетобразреальнойпалочки, котораятребуетреальныхдействийсней. Однакомотивацияигровогодействияэтосовсемнезависимоотобъективногорезультата. Главныймотивклассическойигрылежитневрезультатедействия, авсамомпроцессе, вдействии, котороеприноситребенкунаслаждение. Палочкаимеетопределенноезначение, котороевновомдействииприобретаетдляребенканового, особенногоигровогосодержания. Детскаяфантазиярождаетсявигре, котораястимулируетэтоттворческийпуть, созданиесобственнойособеннойреальности, своегожизненногомира. Нараннихэтапахразвитияиграстоиточеньблизкокпрактическойдеятельности. Впрактическомоснованиидействийсокружающимипредметами, когдаребенокосмысливает, чтоонакормиткуклупустойложкой, воображениеужепринимаетучастие, хотяразвернутогоигровогопревращенияпредметовещененаблюдается. Длядошкольниковосновнаялинияразвитиялежитвформированиинепредметныхдействий, аигравозникает, какзависшийпроцесс. Сгодами, когдаэтивидыдеятельностименяютсяместами, играстановитсяведущей, господствующейформойстроениясобственногомира. Невыигрывать, аиграть-такойестьобщаяформула, мотивациядетскойигры. (О. М. Леонтьев)Ребенокможетовладетьшироким, непосредственнонедоступнымемукругомдействительноститольковигре, вигровойформе [8, c.99]. Вэтотпроцессосвоенияпрошедшегомирачерезигровыедействиявэтоммире, включеныкакигровоесознание, такиигровоеневедомое. Игра-творческаядеятельность, икаккаждоенастоящеетворчествонеможетосуществлятьсябезинтуиции. Вигреформируютсявсестороныличностиребенка, происходитзначительноеизменениевегопсихике, подготавливающиекпереходувновую, болеевысокуюстадиюразвития. Этимобъясняютсяогромныевоспитательныевозможностиигры, которуюпсихологисчитаютведущейдеятельностьюдошкольников. Особоеместозанимаютигры, которыесоздаютсясамимидетьми, -ихназываюттворческими, илисюжетно-ролевыми. Вэтихиграхдошкольникивоспроизводятвроляхвсето, чтоонивидятвокругсебявжизниидеятельностивзрослых. Творческаяигранаиболееполноформируетличностьребенка, поэтомуявляетсяважнымсредствомвоспитания. Игра-отражениежизни. Здесьвсе«какбудто», «понарошку», новэтойусловнойобстановке, котораясоздаетсявоображениемребенка, многонастоящего:действияиграющихвсегдареальны, ихчувства, переживанияподлинны, искренни. Ребенокзнает, чтокуклаимишка-толькоигрушки, нолюбитих, какживых, понимает, чтоонне«поправдашний»летчик, илиморяк, ночувствуетсебяотважнымпилотом, храбрымморяком, которыйнебоитсяопасности, по-настоящемугордитсясвоейпобедой.Подражаниевзрослымвигресвязаносработойвоображения. Ребенокнекопируетдействительность, онкомбинируетразныевпечатленияжизнисличнымопытом. Детскоетворчествопроявляетсявзамыслеигрыипоискесредстввегореализации. Скольковыдумкитребуется, чтобырешить, вкакоепутешествиеотправится, какойсоорудитькорабльилисамолет, какоеподготовитьоборудование!Вигредетиодновременновыступаюткакдраматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однакоониневынашиваютсвойзамысел, неготовятсядлительноевремяквыполнениюроликакактеры. Онииграютдлясебя, выражаясобственныемечтыистремления, мыслиичувства, которыевладеютимивнастоящиймомент. Поэтомуигра-всегдаимпровизация. Игра-самостоятельнаядеятельность, вкоторойдетивпервыевступаютвобщениесосверстниками. Ихобъединяетединаяцель, совместныеусилиякеедостижению, общиеинтересыипереживания. Детисамивыбираютигру, самиорганизуютее. Новтожевремяневкакойдругойдеятельностинеттакихстрогихправил, такойобусловленностиповедения, какздесь. Поэтомуиграприучаетдетейподчинятьсвоидействияимыслиопределеннойцели, помогаетвоспитыватьцеленаправленность. Вигреребенокначинаетчувствоватьсебячленомколлектива, справедливооцениватьдействияипоступкисвоихтоварищейисвоисобственные [10, c.36]. Задачавоспитателясостоитвтом, чтобысосредоточитьвниманиеиграющихнатакихцелях, которыевызывалибыобщностьчувствидействий, способствоватьустановлениюмеждудетьмиотношений, основанныхнадружбе, справедливости, взаимнойответственности. Первоеположение, определяющеесущностьигры, состоитвтом, чтомотивыигрызаключаютсявмногообразныхпереживаниях, значимыхдляиграющегосторондействительности. Игра, какивсякаянеигроваячеловеческаядеятельность, мотивируетсяотношениемкзначимымдляиндивидацелям. Вигресовершаютсялишьдействия, целикоторыхзначимыдляиндивидапоихсобственномувнутреннемусодержанию. Вэтомосновнаяособенностьигровойдеятельностиивэтомееосновноеочарование. Втораяхарактернаяособенностьигрызаключаетсявтом, чтоигровоедействиереализуетмногообразныемотивычеловеческойдеятельности, небудучисвязаннымвосуществлениивытекающихизнихцелейтемисредствамиилиспособамидействия, которымиэтидействияосуществляютсявнеигровомпрактическомплане. Играявляетсядеятельностью, вкоторойразрешаетсяпротиворечиемеждубыстрымростомпотребностейизапросовребенка, определяющиммотивациюегодеятельности, иограниченностьюегооперативныхвозможностей. Игра-способреализациипотребностейизапросовребенкавпределахеговозможностей. Следующая, внешненаиболеебросающаясявглазаотличительнаяособенностьигры, вдействительностипроизводнаяотвышеуказанных, внутреннихособенностейигровойдеятельностивозможность, являющаясядляребенкаинеобходимостью-способностьзамещатьвпределах, определяемыхсмысломигрыпредметы, функционирующиевсоответствующемнеигровомпрактическомдействиидругими, способнымислужитьдлявыполненияигровогодействия(палка-лошадь, стул-автомобильит. д. ). Такимобразом, результативностьдидактическихигрзависит, во-первых, отсистематическогоихиспользования, во-вторых, отцеленаправленностипрограммыигрвсочетаниисобычнымидидактическимиупражнениями. 1.2. Особенностипримененияигры Вструктуруигровойтехнологиикакдеятельностиограниченовходятцелеполагание, планирование, реализациицели, атакжеанализрезультатов, вкоторыхличностьполностьюреализуетсебякаксубъект. Вструктуруигровойтехнологиикакпроцессавходят[16, с. 132]: а)роли, взятыенасебяиграющими; б)игровыедействиякаксредствореализацииэтихролей; в)игровоеупотреблениепредметов, т. е. замещениереальныхвещейигровыми, условными; г)реальныеотношениямеждуиграющими; д)сюжет(содержание)–областьдействительности, условновоспроизводимаявигре. Впроцессеобученияи?воспит?анияигрыкл?ассифицируются?вз?а?висимостиотпост?а?вленныхцелей, которых?воспит?ательстремитьсядостичь?врезульт?атеигро?войдеятельности. Кл?ассифик?ацияпед?агогическихигрпоцеле?вымориент?ациям: ?а)дид?актические–р?асширениякругозор?а, позн?а?в?ательн?аядеятельность;р?аз?витиетрудо?выхн?а?выко?виобщеучебныхумений;формиро?в?аниеопределенныхуменийин?а?выко?в, необходимых?впр?актическойдеятельности; б)?воспиты?в?ающие–?воспит?аниес?амостоятельности, ?воли;формиро?в?аниеопределенныхжизненныхпозиций, нр?а?вст?венных, эстетических, миро?воззренческихуст?ано?вок;?воспит?аниеколлекти?визм?а, сотрудничест?в?а, коммуник?ати?вностииобщительности; ?в)р?аз?ви?в?ающие–р?аз?витие?вним?ания, речи, мышления, п?амяти, ?вообр?ажения, ф?ант?азии, эмп?атии, рефлексии;р?аз?витиеуменияср?а?вни?в?ать, сопост?а?влять, н?аходить?ан?алогии, умениен?аходитьпр?а?вильноерешение; г)соци?ализирующие–приобщениекнорм?амиценностямобщест?в?а;обучениеобщению;?ад?апт?ациякусло?виямсреды;стрессо?выйконтроль, с?амоконтроль;психотер?апия. Зн?ачениеигро?войтехнологиине?возможноисчерп?атьиоценитьр?аз?влек?ательно-рекре?ати?вными?возможностями. Втомисостоитеефеномен, чтоя?вляясьр?аз?влечением, отдыхом, он?аспособн?аперер?асти?вобучение, ?вт?ворчест?во, ?втер?апию, ?вмодельтип?ачело?веческихотношенийипроя?влений?втруде, ?воспит?ании. Всо?временнойшколе, дел?ающейст?а?вкун?а?акти?виз?ациюиинтенсифик?ацию?воспит?ательногопроцесс?а, игро?в?аятехнологияиспользуется?вследующихслуч?аях[17, с. 114]: ?вк?ачест?вес?амостоятельныхтехнологийдляос?военияпонятия, темыид?ажер?аздел?а?воспит?ательногопредмет?а; к?акэлементы(иногд?а?весьм?асущест?венные)болееобширнойтехнологии; ?вк?ачест?ветехнологииз?анятияилиегофр?агмент?а(?в?ведения, объяснения, з?акрепления, упр?ажнения, контроля); к?актехнология?внекл?асснойр?аботы(игрытип?а«З?арниц?а»ит. д. )[18, с. 84]. Понятие«игро?выетехнологии»?включ?аетдост?аточнообширнуюгруппуприемо?ворг?аниз?ациипед?агогическогопроцесс?а?вформер?азличныхдид?актическихигр. Деятельностьдошкольнико?вдолжн?абытьпостроен?ан?ат?ворческомиспользо?в?анииигрыиигро?выхдейст?вий?в?воспит?ательномпроцессесдошкольник?ами, н?аиболееудо?влет?воряющей?возр?астныепотребностид?аннойк?атегориидошкольнико?в. Исходяиззн?ачимостиигро?выхтехнологийдляр?аз?витияпозн?а?в?ательныхинтересо?в, ?ат?акжепоследо?в?ательностиисистемности?включенииигрыиигро?выхприемо?в?вт?ворческуюпозн?а?в?ательнуюдеятельность, н?ами?выделеныобщиеусло?вияпримененияигры?впроцессеобучениядошкольнико?в: ?а)необходимостьоцени?в?анияк?аждодне?вногопримененияигрыпод?войномукритерию;поближ?айшемуэффектуи?всоот?ветст?виисперспекти?войр?аз?витияпозн?а?в?ательныхинтересо?в; б)поним?аниеигрык?акформыорг?аниз?ацииколлекти?вной, руко?водимойучителем, ?воспит?ательнойдеятельности; ?в)необходимостьобеспечениянепосредст?венногообуч?ающегоэффект?аигры, тоесть, позн?а?в?ательнуюн?апр?а?вленность, н?ацеленнуюн?ао?вл?адениеспособ?амиучебныхдейст?вий; г)созд?аниеположительногоэмоцион?альногон?астроя, способст?вующего?выз?в?атьуребенк?асостояниет?ворческогопоиск?аииници?ати?вы?впроцессеигры[19, с. 140]. Игро?в?аяформ?аз?анятийсозд?аётсян?аз?анятияхприпомощиигро?выхприёмо?виситу?аций, которые?выступ?аютк?аксредст?вопобуждения, стимулиро?в?аниядошкольнико?вк?воспит?ательнойдеятельности. Ре?ализ?ацияигро?выхприёмо?виситу?ацийприурочнойформез?анятийпроисходитпот?акимосно?внымн?апр?а?влениям:дид?актическ?аяцельст?а?витсяпереддошкольник?ами?вформеигро?войз?ад?ачи;?воспит?ательн?аядеятельностьподчиняетсяпр?а?вил?амигры;учебныйм?атери?алиспользуется?вк?ачест?вееёсредст?в?а, ?вучебнуюдеятельность?в?водитсяэлементсоре?вно?в?ания, которыйпере?водитдид?актическуюз?ад?ачу?вигро?вую;успешное?выполнениедид?актическогоз?ад?анияс?вязы?в?аетсясигро?вымрезульт?атом. Прииспользо?в?анииигро?выхтехнологийн?аз?анятияхнеобходимособлюдениеследующихусло?вий [5, c.102]: 1)соот?ветст?виеигрыучебно-?воспит?ательнымцелямз?анятия; 2)доступностьдлядошкольнико?вд?анного?возр?аст?а; 3)умеренность?виспользо?в?анииигрн?аз?анятиях. Можно?выделитьт?акие?видыз?анятийсиспользо?в?аниемигро?выхтехнологий: 1)роле?выеигрын?аз?анятии; 2)игро?в?аяорг?аниз?ация?воспит?ательногопроцесс?асиспользо?в?аниемигро?выхз?ад?аний(з?анятия-соре?вно?в?ание, з?анятия-конкурс, з?анятия-путешест?вие, з?анятия-КВН); 3)игро?в?аяорг?аниз?ация?воспит?ательногопроцесс?асиспользо?в?аниемз?ад?аний, которыеобычнопредл?аг?аютсян?атр?адиционномз?анятии; 4)использо?в?аниеигрын?аопределённомэт?апез?анятия(н?ач?ало, середин?а, конец); Игро?выетехнологииз?аним?ают?в?ажноеместо?вучебно-?воспит?ательномпроцессе, т?акк?акнетолькоспособст?вуют?воспит?аниюпозн?а?в?ательныхинтересо?ви?акти?виз?ациидеятельностидошкольнико?в, нои?выполняютряддругихфункций[20, с. 98]. : 1)пр?а?вильноорг?анизо?в?анн?аясучётомспецификим?атери?ал?аигр?атренируетп?амять, помог?аетуч?ащимся?выр?абот?атьрече?выеуменияин?а?выки; 2)игр?астимулируетумст?веннуюдеятельностьдошкольнико?в, р?аз?ви?в?ает?вним?аниеипозн?а?в?ательныйинтерескпредмету; 3)игр?а-одинизприёмо?впреодоленияп?асси?вностидошкольнико?в. Т?акимобр?азом, р?ассмотре?втеоретическиеосно?выиспользо?в?анияигро?выхтехнологийк?аксредст?вор?аз?витияпозн?а?в?ательныхинтересо?вмл?адшихдошкольнико?в, мыпришлик?вы?вод?ами: 1. Позн?а?в?ательныеинтересы–это?акти?вн?аяпозн?а?в?ательн?аян?апр?а?вленность, с?вяз?анн?аясположительнымэмоцион?альноокр?ашеннымотношениемкизучениюпредмет?аср?адостьюпозн?ания, преодолениютрудностей, созд?аниемуспех?а, сс?амо?выр?ажениемиут?верждениемр?аз?ви?в?ающейсяличности. 2. Вдошкольном?возр?астер?аз?витиепозн?а?в?ательныхинтересо?вимеетс?воиособенности. Позн?а?в?ательныйинтереск?акмоти?вученияпобужд?аетдошкольник?акс?амостоятельнойдеятельности, прин?аличииинтерес?апроцессо?вл?адениязн?аниямист?ано?витсяболее?акти?вным, т?ворческим, что?вс?воюочередь, ?влияетн?аукреплениеинтерес?а. Р?аз?витиепозн?а?в?ательныхинтересо?вмл?адшихдошкольнико?вдолжнопроисходить?вдоступнойдлянихформе, тоестьчерезприменениеигр, использо?в?аниеигро?выхтехнологий. 3. З?анятия, прониз?анныеэлемент?амиигры, соре?вно?в?ания, содерж?ащиеигро?выеситу?ациизн?ачительноспособст?вуютр?аз?витиюпозн?а?в?ательныхинтересо?вмл?адшихдошкольнико?в. Во?времяигрыдошкольник–полнопр?а?вныйуч?астникпозн?а?в?ательнойдеятельности, онс?амостоятельност?а?витпередсобойз?ад?ачииреш?аетих. Длянегоигр?а–этонебезз?аботноеилегкое?времяпрепро?вождение:игр?ающийотд?аетейм?аксимумэнергии, ум?а, ?выдержки, с?амостоятельности. Позн?аниеокруж?ающегомир?а?вигреоблек?ается?вформы, непохожиен?аобычноеобучение:здесьиф?ант?азия, ис?амостоятельныйпоискот?вето?в, ино?вый?взглядн?аиз?вестныеф?актыия?вления, пополнениеир?асширениезн?анийиумений, уст?ано?влениес?вязей, сходст?в?аир?азличиямеждуотдельнымисобытиями. Нос?амое?в?ажное–непонеобходимости, неподд?а?влением, ?апожел?аниюс?амихдошкольнико?в?во?времяигрпроисходитмногокр?атноепо?вторением?атери?ал?а?вегор?азличныхсочет?анияхиформ?ах. Врезульт?атетеоретическогоизучениям?атери?ал?а, н?амуд?алосьд?атьтеоретическоеопределениеигре, проследитьисториюпроисхожденияигры, н?айтин?аиболеер?аспростр?аненныекритериикл?ассифик?ацииигро?войдеятельности, ?ат?акжепонятьфункцииизн?аченияигры?в?воспит?ательическомпроцессе. Обобщ?ая?все?вышеск?аз?анное, мыпришлик?вы?воду, чтоприменениеигро?выхтехнологий?впроцессеобученияи?воспит?ания, могутзн?ачительноу?величитьэффекти?вность?воспит?ательнойдеятельности. Помогутсдел?ать?воспит?ательныйпроцессменееутомительным, исдел?аютегоболеепри?влек?ательнымиинтересным. Мыт?акжепришлик?вы?воду, чтодляэффекти?вногопримененияигро?выхтехнологийн?аз?анятияхдолжныучиты?в?атьсят?акиеф?акторы, к?ак?возр?астныеипсихологическиеособенностиипотребностидошкольнико?в. ГЛАВАII. ВЛИЯНИЕИГРЫНАРАЗВИТИЕЛИЧНОСТИДОШКОЛЬНИКА 2. 1. Личностноеформированиедошкольникавпроцессеигровойдеятельности «Сюжетно-ролеваяигра, являясьведущейдеятельностьюдошкольника«обуславливаетглавнейшиеизменениявпсихологическихособенностяхличностиребенка. Условиемличностногоразвитияявляетсяразвитиепроизвольностипсихическихпроцессовиповеденияребенка, атакжеразвитиеегосамооценки. Ноличностноеразвитиеобуславливаетсяитем, какдошкольникусваиваетнравственные отношения, существующиевобществе. Возникаетвопрос, вкакоймереигроваядеятельностьобеспечиваеттакоеусвоение. Длятогочтобыпроанализироватьпроблемуформированиявпроцессеигровойдеятельности, рассмотримстроениеигры: 1)Игракакединоецелое. Внейневыделяютразныепланывзаимоотношенийдетей:плансюжетно-ролевыхотношений, ипланотношенийпоповодуигры, обеспечивающихраспределениеролейиигровыхатрибутов, корректирующихвыполнениероли. Считается, чторебенок, изображаявсюжетенравственныеотношениямеждулюдьми, темсамымусваиваетих. Следовательно, вэтомслучаемыговоримоборганизацииигрс«хорошимнравственнымсодержанием», многократноеповторениекоторыхдолжнопривестикзакреплениюгуманныхчувствиотношений, тоестьнеобходимосоздаватьспециальныеигровыеситуациивкоторыхребёнокбудетвоспроизводитьизакреплятьэтическиепредставления. Нанашвзгляд, данныйподходсоответствуетдидактическимиграм. 2)Игракаксредствоактивного, действенногопроникновенияребенкавжизньвзрослых. Играявляетсяусловиемоткрытияребенкомчеловеческихвзаимоотношений. Этанеобходимостьосознанияобуславливаетналичиевигредвухтиповотношений:отношенийдетейкпредметамиотношениймеждудействующимилицами. Принимаявигренасебякакие-либороли, детидолжнывступатьвопределенныевзаимоотношения, неограниченныедействиямиспредметами. Отсутствиеспособовтакихвзаимоотношений, соднойстороны, инеобходимостьихиспользованиясдругой, являетсядвижущейсилойпроникновенияребенкавмирчеловеческихотношений. Именночерезсюжетигрыпедагогдолженвводитьвсферупредставленияребенказнанияонормахобщественногоповедения. Варьированиесюжетаигрыспособствуетболееглубокомупроникновениюребенкавнравственныенормынетолькососторонызнаний, ноисостороныразвитиянравственныхкачествсамогоребенка. Значит, содержаниеигрывыступаетвкачествеопределяющегофакторадляформированиянравственногообликаребенка. Соответственно, сюжетно-ролеваяигра. Сюжетно-ролеваяигранеможетвозникнуть, еслиребенокнезнакомсвзаимоотношениямилюдей, которыеонизображает. Вопроссостоитвтом, можетливпроцессеразыгрываниядетьмисюжетныхвзаимоотношенийпроисходитьприсвоениеиминравственногосодержания. Еслиобратитьсякпроцессуформированиянравственногоповедения, т. е. представлениянравственногосодержания, раскрытиенравственногосмысла, реализациязнанийвзначимойситуации, окажется, чтооднавтораякомпонентоввыступаетвсюжетно-ролевыхотношениях. Л. И. Божовичсчитаетеоднимизусловийреализациикакой-либоролиявляетсявыделениеребенкомеесодержания. Принимаянасебяразличныероли, детизасчетизмененияпозициймогутнаучитьсявыделятьпереживаниядругихлюдей. Поэтомуудетейповышаетсястремлениепоступатьнравственно[7, с.63]. Л. В. Артёмоваанализируядошкольниковвтеатрализованнойигре, говоритотом, чторебенок, последовательноразыгрываявсероливоднойигровойситуации, действительноизменяетсвоюпозицию-этоназывают«эмоциональнойдецентрацией», т. е. умениемвыделятьпереживаниядругихлюдейпроисходящеенетолькоистолькозасчетизмененияпозиции, взятойсамойпосебе, азасчеттого, чтоизменениепозицииприводиткнеобходимойивозможнойкоординациидетьмивсюжетно-ролевойигреразличныхточекзрения[2, с. 51]. Нополноценнойивсестороннейкоординациястановитсявозможнойлишьврамкахвысокоразвитойигровойдеятельности. Наболеенизкихуровняхкоординацияразличныхточекзренияосуществляетсяиначе, т. к. сюжетно-ролевыеотношенияносятинойхарактер. Учитывая, огромноезначениесюжетно-ролевойигрыдляформированияличностидошкольника, рассмотримподробнееуровниразвитияролевыхотношений: 1. Насамомнизкомуровнеролиненазываютсяидетиненазываютсебяименамилиц, которыеонинасебявзяли. Дажеесливигреимеетсяролевоеразделениефункцийдетинестановятсядругкдругувтипичныедляреальнойжизниотношения. 2. Намечаетсяразделениефункций. Выполнениеролисводитсякреализациидействий, связанныхсданнойролью. 3. Начинаютвыделятьсяспециальныедействия, передающиехарактеротношенийкдругимучастникамигры. Появляетсяспецифическаяролеваяречь, обращеннаяктоварищупоигревсоответствиисосвоейрольюирольювыполняемойтоварищем. 4. Выполнениедействий, связанныхсотношениямикдругимлюдям, роликоторыевыполняютдругиедети. Ролевыефункциидетейвзаимосвязаны. Речьноситявныйролевойхарактер, определяетсяирольюговорящегоирольютого, ккомуонаобращена. Раскрытиеребенкомнравственногосмыслапоступков, подлинноеприсвоениенравственныхотношенийневозможно, ведьребенокдействуетподвлиянием-ондействуеткаквзрослый. Содержательнаясторонароливыступаетвигровойдеятельностикакобъектверногоотраженияпредставленийребенка, каксредствоболееуглубленногопроникновениявдействительностьмиравзрослых. «Манипуляции»ребенкассодержаниемотвечаютпознавательнойпотребностиребенка, направленнойнасферучеловеческихвзаимоотношений. Чтобыданноенравственноесодержаниедействительносталоруководствомвповеденииребенка, онодолжнобытьвключеноввыполнениереальныхзадач, врешениикоторыхребенокбудетдействоватьотсвоегоимени, анеспозициироли, которуюонвыполняетвигре. Некоторыеисследователиосновнымисточникомличностногоразвитиядетей, считаютотношения, складывающиесявокругсюжета. Этиотношенияпонимаютсякаксложнаясистема, включающаяотношениекаждогоребенкакроли, квыполнениюролейдругимидетьми, вместестем«оценку»этихотношенийкличностидругихдетейиоценкуэтойличности. Этоткомплекспредставляетсобойреальныеотношениявигре. Уровеньразвитияэтихвзаимоотношенийсвязансоструктурнымиособенностямисюжетаисостепеньюразвитияигровойдеятельностивданномколлективе. А. В. Запорожецвыделилдвапланасюжетно-ролевойигры: -сюжетно-ролевыеотношения; -реальныеотношенияпоповодуигры[12, с. 261]. Сюжетно-ролевыеотношения, являясьсвоеобразнымматериальнымэтапом, накоторыймоделируетсясферачеловеческихвзаимоотношений, преимущественноопределяютразвитиеудошкольниковумениявыделятьилучшепознаватьтесторонысвоихвзаимоотношенийсдругимидетьми, которыерегулируютсянравственныминормами. Такимобразом, неоценимозначениеигры(сюжетно-ролевойвчастности)дляличностногоформированияличностидошкольника, ведьребёнокформируетсяпривыполненииправилвсюжетно-ролевыхотношенияхиприобщениисосверстникамивреальныхотношенияхпоповодуигры. Педагогическоеруководствотворческимииграми-одинизсамыхсложныхразделовметодикидошкольноговоспитания. Педагогнеможетзаранеепредвидеть, чтопридумаютдетиикаконибудутвестисебявигре. Ноэтонезначит, чторольвоспитателявтворческойигременееактивна, чемназанятияхиливиграхсправилами. Однакосвоеобразиедетскойдеятельноститребуетисвоеобразныхприемовуправления. Л. В. Артёмовасчитаетважнейшимусловиемуспешногоруководстватворческимииграми-умениезавоеватьдовериедетей, установитьснимиконтакт[2, с. 15]. Этодостигаетсятольковтомслучае, еслипедагоготноситсякигресерьезно, сискренниминтересом, понимаетзамыслыдетей, ихпереживания. Такомувоспитателюребятаохотнорассказываютосвоихпланах, обращаютсякнемузасоветомипомощью. Вигрераскрываютсяособенностикаждогоребенка, егоинтересы, хорошиеидурныечертыхарактера. Наблюдениязадетьмивпроцессеэтоговидадеятельностидаютпедагогубогатыйматериалдляизучениясвоихвоспитанников, помогаютнайтиправильныйподходккаждомуребенку. Основнойпутьвоспитаниявигре-влияниенаеесодержание, т. е. навыбортемы, развитиесюжета, распределениеролейинареализациюигровыхобразов. Темаигры-этотоявлениежизни, котороебудетизображаться:семья, детскийсад, школа, путешествия, праздники. Однаитажетемавключаетвсебяразличныеэпизодывзависимостиотинтересовдетейиразвитияфантазии. Такимобразом, пооднойтемемогутсоздаватьсяразличныесюжеты. Каждыйребенокизображаетчеловекаопределеннойпрофессии(учитель, капитан, шофер)иличленасемьи(мама, бабушка). Иногдаразыгрываютсяролиживотных, персонажейизсказок. Создаваяигровойобраз, ребенокнетольковыражаетсвоеотношениеквыбранномугерою, ноипроявляетличныекачества. Вседевочкибываютмамами, нокаждаяпридаетролисвоииндивидуальныечерты. Такжеивсыграннойролилетчикаиликосмонавтасочетаютсячертыгероясчертамиребенка, которыйегоизображает. Поэтомуролимогутбытьодинаковыми, ноигровыеобразывсегдаиндивидуальны. Содержаниеигрразнообразно:внихотражаетсябытсемьиидетскогосада, трудлюдейразныхпрофессий, общественныесобытия, понятныеребенкуипривлекающиееговнимание. Делениеигрнабытовые, производственныеиобщественныеусловно. Воднойитойжеигречастосочетаютсяэлементыбытатрудаиобщественнойжизни:мамаотводитдочку-куклувдетскийсад, асамаспешитнаработу;родителисдетьмиидутнапраздник, втеатр. Новкаждойигреестьпреобладающиймотив, которыйопределяетеесодержание, еепедагогическоезначение. Играскукламивдочки-материсуществовалавовсевремена. Этоестественно:семьядаетребенкупервыевпечатленияобокружающейжизни, родители-самыеблизкие, любимыелюди, которым, преждевсего, хочетсяподражать. Закономернотакже, чтокуклыпривлекаютглавнымобразомдевочек, ведьодетяхбольшезаботятсямамыибабушки. Однако,еслимальчикамневнушаютпрезренияктакимиграм(«зачемтебекукла, тыведьнедевочка»), ионисудовольствиембываютпапами, выполняютдомашниеобязанности, возятвколяскемалышей. Наблюдаяповедениеребенкавигре, можносудитьовзаимоотношенияхвзрослыхвсемье, обихобращениисдетьми. Этиигрыпомогаютвоспитыватьудетейуважениекродителям, кстаршим, желаниезаботитьсяомалышах. Сильноевлияниенаигруоказываетзрелища, особеннотелевидение, котороепрочновошловбыткаждойсемьи. Телепередачидаютинтересныйматериалдляигр. Многиеигрывозникаютподвлияниемспециальныхдетскихпередач, атакжепередачособытиях, которымиживетнашастрана. Опираясьнаинтересыдетейнаихпредставления, педагогруководитвыборомигры. Различнымиприемамионвызываетвпамятиребятто, чтоонивидели, очемимчитали. Длямалышей, например, важнонаглядноенапоминание-игрушки:игрушечноепианинонаводитнамысльпровестимузыкальноезанятие, игрушечныеживотныенапоминаютзнакомуюсказку. Иногда, чтобыподсказатьдетямидеюигры, можнопоказатьимспектаклькукольноготеатраилитеатраигрушек. Повторяяинсценировку, малышивосновномеепеределывают, объединяяпоказанноесосвоимличнымопытом:так, докторАйболитлечитнезверей, акукол, которыезаболелигриппом. ПословамВ. ВЗеньковского, важнымпобудителемигрыявляетсятакжебеседа, вкоторойраскрываетсясмыслвиденногоипрочитанного, характерыдействующихлиц, ихпереживания. Еслиудаетсяувлечьдетейсюжетом, игравозникаетестественнодажебезпредложениявоспитателя[15, с. 27]. Нопедагогможетипосоветоватьдетямтемуигры, еслизнает, чтооназаинтересуетих. Организацияигровогоколлективаистановлениевэтомколлективеличностикаждогоребенка-одинизважнейшихиоченьсложныхвопросовпедагогикидетскоговозраста. Сложностьэтавызванадвойственнымхарактеромпереживанийивзаимоотношенийиграющих. Сувлечениемвыполняясвоюроль, ребенокнеутрачиваетчувствареальности, помнит, чтонасамомделеоннематрос, икапитан-этотолькоеготоварищ. Оказываявнешнееуважениекомандиру, он, можетбыть, испытываетсовсемдругиечувства-осуждаетего, завидуетему. Еслижеиграсильноувлекаетребенка, еслионосознанноиглубоковошелвроль, игровыепереживанияпобеждаютэгоистическиепорывы. Задачапедагога-воспитыватьдетейналучшихпримерахизжизниидеятельностилюдей, способствующихформированиюположительныхчувствипобуждений. Приорганизацииигрыпередвоспитателемвстаюттрудныевопросы:каждомуребенкухочетсябытьглавным, ноневсеумеютсчитатьсясмнениемтоварищей, справедливоразрешатьспоры. Выборорганизаторатребуетбольшоговнимания. Некаждыйможетсправитьсясэтойролью. Ноувсехдетейнеобходимовоспитыватьактивностьиорганизаторскиеумения. Такимобразом, игрепринадлежитбольшаярольвжизнииразвитиидетей. Вигровойдеятельностиформируютсямногиеположительныекачестваребенка, интересиготовностькпредстоящемуучению, развиваютсяегопознавательныеспособности. Играважнаидляподготовкиребенкакбудущему, идлятогочтобысделатьегонастоящуюжизньполнойисчастливой. ПсихологическиеипедагогическиеисследованияР. ИЖуковской, атакжепрактиканашихдетскихсадовдоказывают, чтоначалоразвитиятворческихспособностейдетей, падаетнадошкольныйвозраст, ко....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: